Художники с Марса, спортсмены с Венеры. Кажется, что представители креативного сообщества и завсегдатаи фитнес-клубов обитают на разных планетах. Одни с кистью или бокалом просекко в руке, в зависимости от времени суток и расписания арт-календаря, другие ни на секунду не расставаясь с гантелями и протеиновым батончиком. Но сближения двух миров случаются куда чаще, чем об этом принято думать. Начнем с истории вопроса.
Культ атлетичного тела, как и многие другие прекрасные вещи, берет свое начало в Древней Греции. О человеке невежественном, не достойном звания гражданина полиса, умудренные опытом эллины говорили буквально следующее: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Вывод напрашивается сам собой: воспеванию и развитию физических качеств древние греки уделяли не меньше внимания, чем внутренней красоте и гармонии. Сосуды и фрески с соревнующимися бегунами и юношами на колесницах, статуи атлетов (одним словом, все то, что сегодня воспринимается нами как неотъемлемая часть античной культуры и искусства), служили, конечно же, не художественными произведениями, но важными «свидетельствами» своего времени. К примеру, в амфору, которую получал победитель, наливали оливковое масло. Сюжет — не вольная трактовка художника, но сцена чествования победителя или изображение состязаний, в которых отличился награждаемый. То, что сегодня они присутствуют в коллекции практически каждого музея с громким именем, говорит не только о спорных моментах в истории колониализма, но и о популярности спортивных соревнований, — большинство археологических находок вовсе не призовые сосуды, а сувенирная продукция. Для грека вернуться из Афин с уменьшенной копией амфоры — все равно что сегодня привезти из поездки магнит на холодильник или шарф с символикой любимой команды.
Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. Тогда в программу соревнований входил лишь бег, к которому чуть позже добавились панкратион, пентатлон и гонки на колесницах. Женщины к соревнованиям не допускались, а их присутствие в качестве зрительниц в Олимпии могло повлечь за собой неприятные последствия, вплоть до смертной казни. Исключение составляли спартанки, одна из которых, Киниска, даже смогла победить мужчин, о чем свидетельствует рассказ древнегреческого писателя и географа Павсания: «… Она первая из женщин содержала лошадей и первая одержала победу на колесницах на Олимпийских играх».
В Спарте занятия физическим воспитанием для девушек были обязательными. Конечно, не для того, чтобы получать оливковые венки и амфоры, но с целью рожать достойных, то есть, по меркам спартанцев, атлетичных продолжателей рода. Соревнования рассматривались как важный этап подготовки к войнам, а последние случались куда чаще, чем проводимые раз в четыре года Игры (кстати, понятие «олимпийское перемирие», или экехейрия, появилось еще в 7 в. до н.э. — на время проведения соревнований споры между отдельными государствами, полисами и гражданами прекращались в принудительном порядке).
В Древнем Риме наблюдается заметное разнообразие спортивных активностей, в том числе и для женщин. Об этом свидетельствует сохранившаяся мозаика на Вилле дель-Касале на Сицилии, сюжет которой в англоязычных источниках ошибочно трактуют, как «девушки в бикини». Речь здесь идет, конечно, не о пляжной моде образца 400 года до н.э., но о доступных видах «фитнеса» в то время от бега до прыжках с гантелями в руках.
Девушки в «бикини» (фото: ru.wikipedia.org)
Средние века не принесли ничего нового в развитие отношений спорта и искусства. Напротив, с появлением христианства, объявившего человеческое тело сосудом греха и соблазна, о его культе и воспевании физических возможностей пришлось забыть больше, чем на тысячу лет, а Олимпийские игры вернулись в расписание лишь в 1896 году. Впрочем, по залам средневекового искусства (или паблику «Страдающее Средневековье») нам знакомы не только классические трактовки религиозных сюжетов. Танцы, рыцарские турниры и соревнования во владении оружием, которые проводились и в Северной Европе, и в Новгороде, требовали спортивной подготовки со стороны участников, а еще художников и ремесленников, которые обращались с каноническими правилами чуть более свободно.
Основным достижением искусства эпохи Возрождения стало появление перспективы и реалистического портрета. Человеческое тело и его пропорции вновь становятся предметом интереса художников, обратившихся к античности с целью возродить забытые идеалы (достаточно вспомнить «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи). И хотя сюжеты чаще воспитывают не спортивный и состязательный дух, но смирение и покаяние, в это время начинается формирование новых гуманистических ценностей. Человек создан «по образу и подобию» Творца, а значит он сам способен творить и делать этот мир прекраснее, в том числе и работая над собой. Конечно, атлетичные «модели» на полотнах Караваджо и игроки в керлинг, которых можно разглядеть на многофигурных композициях Брейгеля, имеют между собой мало общего. Но новаторский подход этих художников, который в дальнейшем прослеживается и в период искусства Нового времени, заключается во внимании к простому человеку, пусть пока и с использованием иносказательных приемов.
Витрувианский человек (фото: ru.wikipedia.org)
В 19 веке спорт еще не занятие государственной важности, как в Древней Греции, но и не периферийный вид досуга вроде игры в керлинг во времена Брейгеля. Спорт становится хобби, показателем принадлежности к определенным кругам и светским времяпрепровождением. Лаун-теннис, скачки, фигурное катание... У художников появляется интерес к изображению движения. Поначалу моделью служит не практикующий метатель диска, но лошадь, как на известной картине Теодора Жерико, изображающей соревнования в Эпсоме. Изобретение фотографии и первые кинематографические опыты кардинально меняют роль и значение искусства. В фиксации окружающей действительности больше нет необходимости (все равно камера сделает это гораздо быстрее и правдоподобнее), остается комментировать происходящее и искать новые выразительные средства. С выходом за пределы собственных студий импрессионисты увидели вокруг себя много интересного, например, уличных спортсменов и танцовщиц, наблюдать за которыми оказалось не менее интересно, чем за завсегдатаями кабаре «Фоли-Бержер» и обитательницами площади Пигаль. Футуристы считали движение символом энергии жизни и устремленности в будущее: скульптуры Умберто Боччони по экспрессивности напоминают не только барочные произведения, но и античные статуи, даже несмотря на то, что он довольно далеко ушел от принципов антропоморфизма.
Скачки в Эпсоме (фото: ru.wikipedia.org)
В 1920-е годы культ здорового образа жизни и тела возобновился с невиданной силой. Сначала посредством искусства плаката и фотографии — новых жителей городов в Советском Союзе нужно чем-то занять и объединить, и спорт оказался одним из самых мощных «инструментов». А затем и через монументальные полотна художников-соцреалистов, восславляющих динамичность нового общества, как, например, Дейнека. С приходом новых правителей в Германии и Италии наблюдаются схожие процессы. Пропаганда спорта становится общегосударственной задачей, и художники сыграли в этом немаловажную роль. Интересно, что в программу прошедшей в Берлине Олимпиады 1936 года, помимо привычных соревнований вошли так называемые «конкурсы искусств» по живописи и графике, архитектуре, литературе, музыке и скульптуре. Правда, из-за бойкота большого количества стран на первых местах оказались представители Германии, Австрии, Италии и Японии
В послевоенное время роль спорта и спортсменов меняется. Мир устремляется в будущее. Освоение космического пространства и пребывание в невесомости требует серьезной физической подготовки: Юрий Гагарин с гантелями и на водных лыжах в Ялте — такая же привычная картинка, как и улыбающееся лицо в скафандре. Воспевают космос и его подтянутых героев не только советские хроникеры и художники. В своей работе Moonwalk Энди Уорхол обращается к «большому шагу для всего человечества», попутно размышляя о феномене тиражирования медийных образов. Кстати Уорхол один из шести художников «Лунного музея»: первый космический арт-объект — крошечная керамическая пластина с рисунком совместного авторства — была прикреплена к посадочному модулю «Аполлона-12». Феномен узнаваемости и популярности — еще одна тема, не дающая покоя Уорхолу. Так, среди моделей известной серии работ Athletes — Мухаммед Али и Пеле.
Athletes (фото: artsy.net)
Спортсмены превращаются в новых звезд, и художники отмечают эту метаморфозу одними из первых. Впрочем, помимо комментирования происходящего, они не перестают задаваться вопросами о возможностях человеческого тела и границах допустимого. Новые медиа вроде перформанса и хэппенинга позволяют использовать в качестве инструмента собственное тело, как это делают Марина Абрамович в работе «Энергия покоя» (художница и ее партнер Улай сдерживают лук с натянутой тетивой и стрелой, направленной в сердце Абрамович, своими телами) и художник, а в прошлом профессиональный игрок в американский футбол Мэтью Барни в проекте для Gladstone Gallery. В 1991 году он превратил пространство нью-йоркской галереи в персональный зал — гантели, штанги и гири были отлиты из воска, вазелина и тапиоки, а вот тренировался Барни по-настоящему.
Мэтью Барни в проекте для Gladstone Gallery (фото: gladstonegallery.com)
С наступлением 21 века спорт превращается в часть образа жизни, над которым время от времени иронизируют, но, с другой стороны, неизменно признают его важность. Даже те художники, что провели 1990-е за изучением средств и способов, расширяющих возможности не только тела, но и сознания, теперь все чаще обращаются к опыту древних греков, воспевающих внутреннюю и внешнюю гармонию, и к Фридриху Ницше, который наматывал километры для вдохновения. Немецкий философ считал, что все по-настоящему великие мысли приходят в голову во время ходьбы, и поэтому снимал дом на окраине, чтобы регулярно выходить на прогулку.
Связь между движением и когнитивными способностями была известна и до опытов Ницше. Физические упражнения повышают пластичность кровеносных сосудов, питающих мозг, и вызывают их расширение, что, в свою очередь, увеличивает приток кислорода к клеткам мозга и заметно улучшает умственную работоспособность, концентрацию внимания и даже память. Шведская художница и профессиональная танцовщица Хельга Ретман восприняла результаты исследований как руководство к действию. В рамках проекта Fitness for Artists TV она устраивала кардиотренировки и занятия йогой для не самых активных представителей арт-сообщества. Во-первых, чтобы разбить стереотип о ленивом художнике, во-вторых, чтобы повысить их «творческую» продуктивность. Поэтому не удивляйтесь, если после следующей пробежки или буткампа вам захочется присоединиться к детям в Творческой мастерской. Наука на вашей стороне!