worldclass
16+
Текст: Анна Горшкова, Юрий Барышников Фото: shutterstock.com

Текст: Анна Горшкова, Юрий Барышников Фото: shutterstock.com

Российский киберспортсмен и профессиональный игрок в DotA и Dota 2, известный под ником NS, дал World Class Magazine редкое интервью.

С чего началась история киберспорта?

Первый турнир по видеоиграм прошел в стенах Стэнфордского университета еще в начале 1970-х. Однако кто, когда и где впервые стал соревноваться в компьютерных играх, нас все-таки мало волнует. Куда важнее рассказать о том, когда киберспорт стал более массовым. А произошло это относительно недавно, в 2000 году, когда при поддержке компании Samsung прошел чемпионат мира по киберспорту The World Cyber Games, или WCG, который просуществовал до 2013 года. Несколько лет назад он вернулся в обновленном формате.

Современную историю киберспорта, который имеет не только большую аудиторию, но и инвестиции, на мой взгляд, можно вести с 2011 года. Именно тогда компания Valve анонсировала крупнейший киберспортивный турнир The International по дисциплине Dota 2 с запредельным на тот момент призовым фондом $1,6 млн. Анонс турнира совместили с анонсом самой игры в рамках международной выставки компьютерных игр Gamescom, которая ежегодно проходит в Кельне.

В чем особенность этого вида спорта?

Если обычный спорт никому не принадлежит, то есть у него нет владельца, только организации-кураторы — федерации спорта на международном уровне или на уровне страны, то в случае с киберспортом за каждой дисциплиной стоит ее разработчик. Именно он устанавливает правила игры.

Какие турниры считаются самыми престижными?

Киберспортивных дисциплин десятки, и по каждой, в которой хоть как-то присутствует соревновательная часть, можно провести турнир. Однако самыми статусными признаны The International (по дисциплине Dota 2), Worlds (по дисциплине League of Legends), а также разные серии турниров по дисциплине Counter-Strike. Например, Intel Extreme Masters.

Самым крупным призовым фондом обладает чемпионат The International, причем каждый год этот призовой фонд увеличивается. Так, на последнем турнире The International 10, который прошел в Бухаресте, 18 команд разыграли более $40 млн. Чемпионом стала команда Team Spirit из России, которая заработала более $18,2 млн.

Мобильный киберспорт, кстати, последние пару лет тоже активно развивается (взять хотя бы игру Mobile Legends: Bang Bang), однако такого хайпа, как турнир The International, вокруг себя пока не создает.

League of Legends и Dota 2 очень похожи, однако именно в Dota 2 играют в России. Почему так?

«Дота» стала популярна в России задолго до того, как появилась League of Legends, — сперва это была лишь модификация для другой игры под названием DotA. Люди начали играть в нее в 2003-2004 годах, а уже в 2005-м в Москве появились первые турниры. То есть когда в России случился бум DotA, League of Legends еще не существовало. А потом все просто перешли на Dota 2.

Как человек, который уже достаточно долго занимается созданием контента, я обратил внимание на то, что наших людей привлекает суровая действительность. Так, Dota 2 хоть и вполне себе мультяшная, но более нуарная, реалистичная игра, исполненная преимущественно в темных тонах. Вероятно, по этой же причине в России так популярен Counter-Strike, а вот мировой феномен Fortnite, как и ряд других игр, наоборот, не популярен вообще.

Помимо прочего Dota 2 очень вариативна. Количество переменных здесь в миллиарды раз больше, чем в тех же шахматах: 120 разных персонажей, у каждого по восемь талантов, от четырех до шести способностей и более 200 предметов, которые синергируют друг с другом и с персонажами, а также другие переменные, которые влияют на то, как будет выглядеть игра.

В 2016 году Россия одной из первых признала киберспорт спортом. Это было дальновидным решением?

Конечно, это взгляд в будущее, так как киберспорт, очевидно, не станет менее популярным, скорее — наоборот из-за глобальной цифровизации. Пока что в признании киберспорта Министерством спорта особого смысла нет — все статусные турниры коммерческие, правила игры устанавливают разработчики. Всех интересует только то, как люди играют в конкретную игру. Это такой спорт с элементами шоу. Однако в перспективе ситуация может поменяться и у России уже будет некая база, юридически подтвержденная, а Федерация киберспорта, все это время державшая руку на пульсе, будет готова, например, к подаче заявок на Олимпиаду.

Как сделать карьеру в киберспорте?

На данный момент в киберспорте нет практики скаутинга, когда талант юных игроков замечают в его зачаточном состоянии. Некоторые киберспортивные клубы только начинают работать в этом направлении. Обычно киберспорт — это хобби, перерастающее в нечто большее. Ребенок 10–15 лет начинает изучать игру, после нескольких лет практики поднимается до какого-то высокого уровня игры (внутри каждой игры есть рейтинг), порой сопоставимого с уровнем игры профессионального киберспортсмена. На него обращают внимание действующие игроки, скауты в командах, приглашают поиграть сначала в тренировочных матчах, затем в составе команды.

Чтобы добиться успеха в киберспорте, не надо бросать учебу или работу. Если получается — надо продолжать, если нет — не стоит. В самых популярных киберспортивных играх конкуренция выше, чем почти во всех существующих видах спорта. Она просто неимоверна, так как на профессиональном уровне хотят играть десятки миллионов людей. Нужно учитывать этот риск.

Можно ли построить карьеру в 35–40?

Теоретически да, на практике — невозможно. В 35–40 лет у человека слишком много забот, чтобы он мог внепланово потратить лет пять на то, чтобы изучить какую-либо киберспортивную игру до профессионального уровня.

Когда киберспортсмен достигает своего пика?

Считается, что в киберспорте 30 лет — это пенсионный возраст, однако для меня этот вопрос остается открытым. Предельный возраст наверняка есть (киберспорт, в отличие от других видов спорта, не требует особых физических кондиций), но есть люди, которые ввиду своего майндсета могут спокойно продолжать играть и в 40, и в 50.

Что делать по окончании карьеры?

Киберспорт в этом плане очень рисковое дело, ведь ставка — вся жизнь. Ты можешь выстрелить и стать суперуспешным, как Бьёрндален или Усэйн Болт, и тогда по окончании карьеры будешь тренировать, комментировать, рекламировать что-то, станешь медиалицом. А можешь быть тоже классным, но не настолько, чтобы стать кому-то нужным. В общем, необходимы суперзвезды, а просто звезды — не так.

Что важнее: интеллект или опыт?

Успешные киберспортсмены, конечно же, в большинстве своем логически мыслят, быстро соображают и быстро находят решения. Однако как человек, который в киберспорте добился определенных результатов, скажу, что большую роль играет везение. Дело в том, что трудятся все, но добиваются успеха только те, кому повезло по разным, не зависящим от них причинам: это воспитание, всевозможные наследственные данные. Как еще это назвать, если не везением?

В киберспорте, в отличие от других видов спорта, нельзя заранее предугадать, можно ли пойти на результат. Данные слишком неявные, непонятные. Возможно, в будущем и придумают какие-то методички, но до этого еще очень далеко.

В здоровом теле — здоровый дух. Насколько это применимо к киберспорту?

Одно время все киберспортсмены ринулись в зал. Однако многие после тренировок теряли микроконтроль, то есть хуже контролировали своего персонажа, потому что элементарно хуже чувствовали мышку и игру, так как мышцы были забиты. Поэтому здесь важен баланс. Чтобы показывать результаты в киберспорте, не нужны интенсивные спортивные нагрузки. Меж тем движение, конечно же, не помешает, чтобы избежать болей в спине и шее, туннельного синдрома запястья, в целом гипертонуса мышц.

У Team Spirit, ставших чемпионами The International в 2021 году, в команде был психолог. Какую роль он выполняет?

Психолог помогает справиться с напряжением, давлением зрительского зала. Неважно, площадка соревнования — это компьютер, футбольное поле или лыжный стадион, процессы везде происходят одинаковые. Любому спортсмену на любом соревновании важно полностью абстрагироваться от мысли, что за ним наблюдают сотни тысяч, а то и миллионы людей.

Последний The International проходил в Бухаресте, но без зрителей — это более тепличные условия, которые, помимо всего прочего, могут повлиять на результат.

Какие игры посоветуете, чтобы погрузиться в мир киберспорта, пусть и на обывательском уровне?

Есть очень много новых классных игр, например «Ведьмак 3».

Комментарии (0)

Подпишитесь на рассылку онлайн-журнала #ЯWORLDCLASS

Мир фитнеса глазами экспертов индустрии — сети World Class.
Все самое актуальное — у вас на почте каждую неделю.

Нажимая на кнопку "Подписаться", вы соглашаетесь на получение информационных и/или рекламных сообщений в соответсвии с Правилами рассылок