worldclass
16+
Текст: Наталья Табачникова, Нонна Мартиросян. Фото: Anna Hannikainen, Ваня Полунин, Олег Луговской

Текст: Наталья Табачникова, Нонна Мартиросян. Фото: Anna Hannikainen, Ваня Полунин, Олег Луговской

Выдающийся клоун и легендарный «лицедей», создатель всемирно известного «Снежного шоу», человек, который знает, что такое счастье, и умеет им делиться, народный артист РФ Слава Полунин — о природе счастья, вневременных ценностях, силе мечты и радостях жизни.

Про счастье и удовольствие вы знаете как никто. Ваши источники вдохновения?

Их множество — природа, друзья, семья, творчество, книги...

В интернете есть расхожий (благодаря вам) закон «ноги в воду» — это некий рецепт счастья. Он актуален до сих пор? Или появились новые, не менее действенные методы?

«Ноги в воду» — это формула, позволяющая осмыслить происходящее, понять, правильным ли путем ты идешь, тем ли занят, чем надо. Человеку необходимо иногда останавливаться и осознавать, где он находится, куда забежал и правильно ли это сделал. Тогда и необходимо отринуть всю суету, опустить ноги в воду и подумать. Я этим занимаюсь довольно часто, потому что каждые пять–семь лет что-то кардинально меняю в жизни — начинаю новые глобальные проекты или меняю вектор своих художественных интересов: сегодня мы занимаемся клоунадой, а завтра — уличным театром, например. Не знаю, является ли это рецептом счастья, но что-то весьма полезное в этом есть.

Что лично вам дарит счастье и радость?

То же, что дарит вдохновение. И еще множество вещей: солнце, цветок, удавшийся спектакль... это может быть что угодно.

С возрастом ощущение счастья и удовлетворения жизнью усиливается? И почему?

Не знаю. Мне кажется, я всегда был счастлив. Это ощущение никак не связано ни с внешними обстоятельствами, ни с возрастом. Это состояние души. Мне кажется, что счастье рождается и крепнет внутри нас, а не снаружи. У Кьеркегора есть такая фраза: «Двери счастья открываются наружу». Мы не впускаем счастье извне в себя, а, наоборот, мы способны выпустить наше счастье в мир и сделать мир лучше. Разве нет?

Шоу накладывает на создателей некие обязательства: оно должно меняться с течением времени, не терять актуальности. Что лежит в основе изменений, а что неизменно? И почему? Каковы главные ориентиры?

Мой спектакль построен как джазовое произведение. Есть основная линия, базовая хореография, а остальное — импровизация. Каждая новая страна требует нового подхода к материалу спектакля, потому что для разных народов разные вещи являются определяющими в восприятии произведения искусства. Французы любят поэзию, англичане — парадоксальность, американцы — action, русские — сострадание. Дело не в актуальности (то, о чем я говорю в своих спектаклях, — вне времени и политики), дело в этих пристрастиях. Их необходимо изучать, понимать и переводить спектакль на язык твоей публики.

Я — один из тех зрителей, которые практически не пропускают ваше «Снежное шоу». Каждый раз оно производит новое впечатление. Как вам это удается? Как так случилось, что «Снежное шоу» — классика, которая не надоедает?

Во-первых, то, о чем я только что сказал. Импровизации не дают спектаклю умирать, потому что каждый раз все рождается заново. Во-вторых, мои артисты до последней минуты не знают, кто какую партию играет в сегодняшнем спектакле. В-третьих, за шаг до выхода на сцену я объявляю, в каком стиле мы играем сегодняшний спектакль. И еще множество других секретных приемов мы используем, чтобы шоу оставалось живым.

unnamed.jpg

Расскажите про книгу «187 книг, которые должен прочесть каждый дурак». О чем она? Почему ее должен прочитать каждый?

Это книжка про книжки, которые я очень люблю. Про книжки, которые отражают мир смеховой культуры и рассказывают о нем. Меня очень многие люди спрашивали, что бы им почитать, чтобы погрузиться в этот мир. Мы сначала сделали просто списочек, а потом так увлеклись, что родилась эта книга. В ней не только представлены прекрасные произведения научной, философской или художественной литературы, но и рассказаны истории о том, как эти книги пришли в мою жизнь и что в ней сумели изменить.

Вы — философ. Как вам удается систематизировать знания о жизни и переводить их на язык, доступный всем и каждому?

Честно говоря, я вообще очень системный человек. Но мне это не мешает быть и спонтанным, и импульсивным, и, конечно, я не сижу с блокнотиком и не систематизирую знания о жизни. Но где-нибудь в тишине сада поразмышлять я люблю.

Продолжать воспринимать жизнь как ребенок, оставаясь при этом взрослым, — большой талант, который вам свойственен. Не терять это детское любопытство и удивляться чуду и волшебству, которое нас окружает, — это все-таки дар или этому можно научиться?

Не знаю точно. Наверное, это может каждый, если не будет свою жизнь мерить только материальными успехами и не перестанет мечтать.

Какие детские эмоции важно сохранить взрослому? Как с возрастом их не растерять?

Способность удивляться и восторгаться, любознательность и неуспокоенность. Кто-то из древних философов утверждал, что основой философии является способность удивляться. Если уж философии не обойтись без удивления, то будничная жизнь тем более становится пресной и серой, если вы разучились удивляться.

Слезы или смех? Какая эмоция сильнее?

Откровенно говоря, моя любимая эмоция — смех сквозь слезы. На мой взгляд, трагикомедия — самый точный жанр, самый для меня любимый. В мире все неоднозначно. Одно и то же явление одним человеком воспринимается как трагедия, другим — как фарс. Да что далеко ходить, на моем «Снежном шоу» всегда половина зала смеется, а половина рыдает.

Любимые философы, книги, режиссеры?

Очень многие. Из философов с молодости люблю Монтеня. Режиссеров — целая плеяда: от Мейерхольда до Роберта Уилсона. Ну а книги... Все не перечесть.

Как научиться останавливаться в потоке жизни, особенно жизни в мегаполисе, чтобы учиться слушать себя? Есть ли у вас рецепт?

Мы уже с вами об этом говорили: ноги в воду.

_LUG0232.jpg

Скука — самое распространенное настроение у молодежи, например. Как выйти из этого состояния и жить полной жизнью?

Тут я плохой советчик, потому что это чувство мне совершенно не знакомо. Мне никогда не бывало и не бывает скучно. Мне никогда не скучно с самим собой, а тем более с друзьями.

Самая популярная наука нашего времени — психология. Она учит быть счастливыми и разрешает получать удовольствие от жизни. Но по факту это слабо работает. Как выйти из замкнутого круга?

По факту все это работает, если вы перестанете искать поводы для счастья вокруг себя. Счастье — это ваше отношение к жизни, оно живет внутри вас, выпустите его на свободу! И разберитесь наконец с дилеммой: стакан наполовину пуст или полон? Если ваш стакан по-прежнему наполовину пуст, то и поиски счастья вряд ли увенчаются успехом!

Востребована ли клоунада в России?

Клоунада всегда и везде востребована, потому что всегда и везде живут дети, которые любят, хоть немного и опасаются, клоунов.

Вы дарите радость и счастье и детям, и взрослым — я не знаю ни одного человека, который бы вышел из «Снежного шоу» равнодушным. Как вам удается в этом, моментами драматическом, представлении вызывать в людях самые светлые ощущения?

Я же обращаюсь к их светлым чувствам. Мы не делаем ничего, что могло бы вызвать озлобленность, раздражение, обиду; мы выводим зрителей на дорогу, где нет негативных эмоций. Мы зрителям не оставляем выбора, ведь светлая сторона есть в каждом.

Быть клоуном — это великое дарование, потому что «заряжать» людей радостью — не всякому дано. Это все-таки навык или внутренняя энергия и свет?

Это навыком назвать сложно. Безусловно, человеческие качества многое определяют в клоуне. История знавала, конечно, клоунов, которые были, по свидетельствам современников, людьми непростыми, но внутренний свет у клоуна есть всегда, как, впрочем, у любого творца. А без энергии и вовсе никуда не деться.

Ваше правило жизни — осознанно и каждый день быть счастливым. Насколько это просто или тяжело? Каких усилий требует? Каждый ли человек этому может научиться?

Не совсем верно поставлен вопрос. Ощущение счастья от жизни не требует теперь уже никаких усилий. Впрочем, я не помню, чтобы и прежде это было тяжелой работой. Усилий требует противостояние стадному инстинкту — ведь проще быть как все; разного рода соблазнам; усилий требует принятие важных и рискованных решений, без которых никому не обойтись. А быть счастливым умеет каждый, просто не надо этого бояться.

Счастье — это ответственность?

В каком-то смысле. Впрочем, как всё.

В наше время очень популярны разного рода stand-up show. Как вы к ним относитесь? Смеяться над собой — полезно?

Я к любому явлению, в том числе и стендапу, отношусь так: к хорошему хорошо, а к плохому — плохо. Другой разговор, что хорошего очень-очень мало, а плохого очень-очень много. Ну а над собой смеяться и полезно, и приятно, и выгодно, потому что никто уже не может вас осмеивать, если вы сами это сделали.

Комментарии (4)

Подпишитесь на рассылку онлайн-журнала #ЯWORLDCLASS

Мир фитнеса глазами экспертов индустрии — сети World Class.
Все самое актуальное — у вас на почте каждую неделю.

Нажимая на кнопку "Подписаться", вы соглашаетесь на получение информационных и/или рекламных сообщений в соответсвии с Правилами рассылок