Если у вас получаются глубокие наклоны и скручивания, суперпрогибы и сложные асаны-балансы на одной руке, но ум при этом неспокоен — вы не йог. Вы — гимнаст либо спортсмен, разобравшийся с физическими качествами человека (силой, выносливостью, гибкостью), которые в случае с йогой — лишь вершина айсберга. Что же лежит в основе методологии йоги и почему это важно, объясняет элит-тренер по йоге World Class Андрей Ус.
«Йог в отличие от спортсмена всегда спокоен и контролирует свои мысли, чувства, эмоции, речь, поведение. При этом он, само собой, разобрался и с физическим телом. Он гибкий и сильный, в каждом его движении чувствуется спокойная уверенная сила.
Йога-сутры Патанджали
Йога-сутры Патанджали — это сборник из 196 сутр (афоризмов), написанных на санскрите, в котором изложена теория и практика йоги. Это базовый текст индийской философской школы йоги, оказавший огромное влияние на восприятие йоги в Индии и в остальном мире.
Йога-сутры в оригинале написаны на санскрите, свои комментарии к этому труду предложили все известные учителя йоги. В каждой традиции изучают комментарии своего учителя (гуру). Я изучал этот труд с комментариями и под руководством моего учителя Беллура Кришнамачара Айенгара.
Книга разделена на 4 пады (части):
Первая часть называется Самадхипада (сутры 1-51). В ней говорится о том, что такое йога, для чего она нужна, описывается и дается определение ума, способы концентрации и различные стадии на пути достижения освобождения.
Вторая часть — Садханапада (сутры 52-106). В ней описываются средства и препятствия на пути практики йоги, указывается различие воспринимающего и воспринимаемого, эта часть посвящена правильной практике йоги.
Третья часть — Вибхутипада (сутры 107-162) о свойствах и силах. В этой главе говорится о постепенном, происходящем в результате практики просветлении, а также о различных сверхспособностях — сидхах, которые приобретает йог в процессе практики.
Четвертая глава — Кайвальяпада (сутры 163-196). Эта часть об избавлении и свободе. Освобождение от всего, что ранее удерживало человека от полного знания и силы своей внутренней природы.
Преподаватели всех направлений и школ йоги сдают экзамены на знание йога-сутр, методологии, теории, философии, истории йоги. Основными сутрами, на мой взгляд, являются:
- 46 сутра 2-ой главы “Стхира сукхам асанам”
Стхира — твердый, прочный, непоколебимый, вечный; сукхам – приятность, комфорт, легкость; асанам — положение тела в пространстве. Согласно Патанджали асана становится асаной, когда, выполняя ее, мы сохраняем устойчивое положение тела в пространстве и спокойствие разума. При соблюдении этих условий асана считается выполненной. Важнейшая сутра для третьей ступени практики йоги.
- 2 сутра 1-ой главы
Основная, на мой взгляд, сутра Патанджали гласит: “Йогах читта вритти ниродхах”. Йогах — единение ума, интеллекта, воли, сознания, души и тела; читта — сознание, состоит из трех факторов: ума (манас), интеллекта (буддхи), эго (ахамкара); вритти — колебание ума, постоянная смена мыслеформ, образов; ниродхах — обуздание, контроль, прекращение. Йога — это прекращение движения ума, интеллекта, эго.
8 ступеней йоги Паттанджали
Йога-сутры рассматривают человека на восьмеричном пути йоги. Трансформация начинается с первой ступени — ямы. Яма — это правила поведения в социуме. Вторая ступень — нияма, это правила, касающиеся духовных практик. Третья ступень — асаны, это укрепление физического тела, мышц, костей, связок и суставов. Четвертая ступень — пранаяма, контроль дыхания, обучение правильным техникам дыхания. Пятая ступень — пратьяхара, техники освобождения ума от власти чувств и внешних объектов. Шестая ступень — дхарана, умение концентрироваться. Седьмая ступень – дхьяна, медитация, созерцание. Восьмая ступень — самадхи, состояние, достигаемое медитацией, которое выражается в снятии противоречий между внешним и внутренним миром. Это 8 ступеней йоги, этот путь Патанджали описывает на протяжении всех 196 сутр.
Что нам известно о Патанджали?
Патанджали — это индийский философ, лингвист, писатель, математик, врач. Его труды Йога-сутры и Махабхашья посвящены грамматике санскрита и его философии, Патанджала — это трактат по аюрведе. Патанджали чтут как святого в школах йоги Айенгара, Аштанга-виньяса-йоге. Практика начинается либо заканчивается с мантры Патанджали. Преподаватели йоги по методу Айенгара не получат права преподавать без знания основ йога-сутр. Мой личный опыт путешествия, проживания и обучения в Индии подтверждает величие и огромный вклад Патанджали в мировую культуру. В ашрамах и институтах йоги в Индии стоит изображение Патанджали. Занятия и семинары начинаются с пения мантры Патанджали. В школах, где изучают санскрит, то же самое — изображение и мантра. В институтах, где учат классической и аюрведической медицине, изучают труды Патанджали. Математики также изучают его труды. В школах, обучающих традиционному индийскому танцу, в начале занятий звучит мантра Патанджали, но в более мягком исполнении, которая сопровождается игрой на музыкальных инструментах. Патанджали — великая личность, давшая людям знание йоги, санскрита, аюрведы, математики, индийских танцев.
В соответствии с Йога-сутрами что есть время?
В индийской философии время определяется санскритским словом “Кала”. Цикличность времени — калачакра (“колесо времени”). Санскритское слово “Кала” имеет два значения — время и смерть. Всеобщий закон, согласно которому все живое и неживое, боги, вселенная рождаются, проживают определенный отрезок времени и умирают. Калачакра — “колесо времени”, его ось закреплена неподвижно, и каждая точка в непрерывном вращении возвращается на свое место. Эта концепция подкрепляется самсарой (переселение душ) и кармой. Таким образом, бесконечным оказывается не только мировое время, но и время жизни индивидуальной души. Время, отведенное для бессмертной души в данном теле, согласно сутрам Патанджали тратится на движение по 8 ступеням йоги для достижения освобождения.
Что касается линейного времени, то в современной Индии оно отличается от нашего: индусы не часто смотрят на часы, не спешат в банках, магазинах, ресторанах. Есть даже такое понятие, как “индийское время”. Если вы заинтересовались йога-сутрами Патанджали, значит вы или уже практикуете йогу, или хотите начать. Мой совет — начните с Садханапады (глава 2), изучайте йога-сутры в комментариях того учителя, чей стиль йоги вы практикуете. Успехов в практике и в изучении философии, истории и методологии йоги!»