Теннис не просто красивый вид спорта, но еще и безумно кинематографичный. Полет мяча вдохновлял многих режиссеров от Альфреда Хичкока до Вуди Аллена. К старту Кубка Кремля, который будет проходить с 13 по 21 октября, мы отобрали для вас пятерку лучших фильмов, сюжет которых разворачивается на теннисных кортах и вокруг них.
Текст: Денис Катаев
Теннис не просто красивый вид спорта, но еще и безумно кинематографичный. Полет мяча вдохновлял многих режиссеров от Альфреда Хичкока до Вуди Аллена. К старту Кубка Кремля, который будет проходить с 13 по 21 октября, мы отобрали для вас пятерку лучших фильмов, сюжет которых разворачивается на теннисных кортах и вокруг них.
01
«Борг/Макинрой», реж. Янус Мец Педерсен, 2017 г.
«Борг/Макинрой» – прошлогодний хит про главное противостояние XX века, которое оставило яркий след в истории тенниса. Швед Бьорн Борг и американец Джон Макинрой сошлись как Онегин с Ленским, как «вода и камень», в безумной схватке, которая определила их судьбы. Четырехкратный победитель Уимблдона Борг не умел проигрывать и был заточен только на победу с детства (точно наш Евгений), а теннисный хулиган Макинрой своим вздорным характером выгрызал самые непредсказуемые мячи (это, конечно, импульсивный поэт Ленский), а потому смог сломать систему Борга. Кастинг безупречный: сдержанного скандинава сыграл его соотечественник Сверрир Гуднасон, а его антипода – главный enfant terrible мирового кинематографа Шайа ЛаБаф, который сам немного не в себе. Несколько лет они бились друг с другом, чтобы на финале столетия в 1980 году, на кортах Всеанглийского клуба лаун-тенниса и крокета, состоялась их главная в жизни многочасовая дуэль. Но не спортивные итоги и результаты матча (и так известные) заботят авторов – важнее их холодная война, психологическая битва, которая разгоралась до и после выхода к сетке, сам матч был ее логичным исходом – их «Карибским кризисом». Стоицизм и педантизм против эмоций и оппортунизма. Что победит? Внутренняя борьба помощнее выходит, чем публичное противостояние на публике. Эта изнурительная война отразилась на каждом из участников, а это лучшее доказательство того, что теннис – не просто вид спорта, а линия жизни. Но даже гибель богов тенниса после такого накала страстей не остановливает от восхищения красотой и достоинством этого честного поединка длиною в несколько лет.
02
«Империя совершенства», реж. Жюльен Фаро, 2018 г.
«Империя совершенства» – документальная версия этого же противостояния, гораздо более изощренная, можно сказать даже научно-исследовательская, но с фокусом на Макинроя. Правда, берите выше: здесь сходятся не просто спортсмены и их стили, а именно теннис и кино. Французский режиссер Жюльен Фаро умело препарирует непредсказуемую игру взбалмошного теннисиста, изучая под микроскопом архивные кадры, снятые на 16-миллиметровую пленку: анализу подвергается броуновское движение по корту, эмоции и фирменные истерики Джона. Автор делает на основе добытых материалов далеко идущие выводы про то, что теннис опять же нечто большее, чем просто спорт, а именно сравнивает его методы и алгоритмы с теорией самого кинематографа. Две казалось бы далекие друг от друга стихии стыкуются в личности одного влиятельного французского кинокритика – редактора Cahiers du Cinéma Сержа Данея. Он писал о кино тогда же, когда свои отношения выясняли Борг и Макинрой, а вдобавок регулярно появлялся на страницах газеты Libération с колонками о теннисе, в котором сумел разглядеть признаки искусства и того самого совершенства. Простые движения ракеткой и перемещения по корту становятся здесь визуальными объектами, достойными кисти художника. То есть игрок автоматически приравнивается к режиссеру и актеру, который сам распоряжается временем и пространством и напрямую влияет на эстетику происходящего. Лучший режиссер, каким и был по сути Макинрой, диктовал на корте свои правила и играюче владел ситуацией на вверенной ему площадке (чего стоят препирания с судьями и зрителями). Он, как и многие талантливые авторы, не был до конца доволен собой и всегда хотел чего-то переделать. В итоге теннис даже оказывается благороднее кинематографа. Неслучайно начало фильма предваряет эпиграф из интервью Годара французскому спортивному изданию L’Equipe: «Кино лжет, спорт — нет». А как вам пассаж про то, что американский актер Том Халс с восхищением смотрел игры Макинроя при подготовке к роли Моцарта в «Амадее» Милоша Формана? Спорт последнее время занял прочное место в авторском кинематографе, ведь вся наша жизнь – игра.
03
«Битва полов», реж. Джонатан Дэйтон Валери Фэрис, 2017 г.
«Битва полов» – самый кассовый фильм последнего времени про теннис с голливудским размахом. Исполнители главных ролей, Эмма Стоун и Стив Карелл, даже были номинированы за свои роли на «Золотой глобус». В данном случае в центре внимания оказываются гендерные предрассудки. Фильм тоже основан на реальных событиях: речь в нем идет об историческом поединке 1973-го года между ветераном спорта, чемпионом Уимблдона Бобби Риггсом и 29-летней теннисисткой, первой ракеткой мира Билли Джин Кинг, которая решила доказать, что женский теннис ничуть не хуже мужского. Конечно, же благодаря тематике картина тут же оказалась в тренде борьбы за равноправие, наподобие той, что сегодня в Голливуде яростно ведут женщины из движения #MeToo (Кинг выступала против того, что призовые мужчин были значительно больше женских). В итоге, получилась спортивная версия «Крамер против Крамера» с обилием неполиткорректных шуток и феминисткой повесткой на злобу дня. Женщина всегда права, особенно когда борется с патриархальными стереотипами, в том числе на корте, и спорт здесь по боку, это вам не кровавый бой, как у Макинроя с Боргом, скорее политическое шоу, как дебаты между Клинтон и Трампом. Впрочем, как мы уже прояснили ранее, большой теннис дарит много возможностей для самовыражения, и тут он фактически становится политической трибуной для женщин, которые не считают, что их место на кухне.
04
«Матч Поинт», реж. Вуди Аллен, 2005 г.
Теннис – это еще фатум и везение. Это смог тонко подметить в своем легендарном «Матч Поинте» (название-то какое) Вуди Аллен, где его мячик зависает в воздухе над сеткой, чтобы рассказать детективную историю в духе Федора Михайловича Достоевского про игрока, который решил испытать судьбу и одним ударом изменить жизнь. Блицкриг главного героя в исполнении Джонатана Рис-Майерса и начинается на корте: бывший теннисист, а ныне элитный тренер решает вновь вступить в игру и ставит на этот матч слишком многое, чтобы попасть в высшее общество людей, которых он тренирует. Правда, использует при этом запрещенные и иррациональные приемы, включая ложь и убийство. В этом и кроется его главная ошибка. Философия нравственности – вот что заимствует одновременно у тенниса и русской классики Вуди Аллен, а теннис – это все-таки традиционно про fair play и достоинство, потому игра без правил оборачивается грандиозным поражением, а та самая удача отворачивается от главного героя. «Матч Поинт» потому и вышел таким благородным, что режиссер решил затронуть глубинные этические мотивы и кодекс поведения игроков. Завистливые и амбициозные на корте обычно проигрывают упорным трудягам. Однако никто не сбрасывал со счетов случай, на который понадеялся персонаж Рис-Майерса: в конечном итоге исход игры, как и жизнь людей, определяет случай, а не божественное провидение. Но в этот раз ему крупно не повезло.
05
Незнакомцы в поезде, реж. Альфред Хичкок, 1951 г.
За полвека до Аллена нотки саспенса в теннисных матчах разглядел Альфред Хичкок. Здесь тоже нешуточная детективная интрига разворачивается вокруг очередного матч-пойнта. Опять же на первом плане – звезда тенниса, успешный профессионал, и идеальное преступление, которое задумываются как договорная игра с предсказуемым результатом. Но в далеко идущие планы снова вмешивается фатум, который резко повышает ставки в этой партии. Дух авантюризма, конечно, свойственен большому теннису, но без удачи, как мы уже понимаем, здесь не обойтись. Звуки волнения часто слышны на корте (особенно от лица Маши Шараповой, например), а в этой картине они перманенты как лучший фон для детективного триллера. В буквальном смысле от исхода теннисного матча здесь зависит успех всей «операции» главного героя, его репутация и фактически жизнь. Теннисный нуар Хичкока стал образцом жанра и лучшим оммажем этому виду спорта, который позже ввел в игру и других талантливых режиссеров, включая, конечно, Вуди Аллена.