Получать удовольствие от жизни — то, чему мы в XXI веке так отчаянно учимся, благо источников для познания немало. Впрочем, иногда за примерами далеко ходить не надо — достаточно посмотреть незабвенную классику мирового кинематографа. Главные фильмы о гедонизме — в подборке нашего культурного корреспондента Дениса Катаева.
Сладкая жизнь, 1960
Реж. Федерико Феллини
Тон разудалому кино задал Феллини. Именно с него началась эпоха роскоши, блеска и вседозволенности на пленке. Собственно, речь о той самой Dolce Vita, то есть «Сладкой жизни», которая уже давно воспринимается не просто как кино, а как целое направление.
Этим фильмом Феллини перевернул представление не только о Риме, но и о жизни в кадре, о ценностях, приоритетах и задачах режиссера. Он здесь не морализатор и обличитель, а скорее благодарный подглядывающий. Вечный город стал равен вечной красоте, которая, кажется, предполагает собой одно сплошное удовольствие, как единственный смысл жизни, особенно в таких декорациях. Фильм-праздник, фильм-событие, фильм-приключение — вот такую задачу поставил перед собой автор и успешно ее реализовал. Зрителю предлагается надеть розовые очки (пусть кино и черно-белое) и хоть на время стать частью красивой жизни итальянской элиты конца 1950-х, побывать среди аристократов и местной богемы, богачей, повес, журналистов и куртизанок, поучаствовать в оргиях и пьянках, поймать кураж столичной жизни вслед за героем Марчелло Мастроянни, который тоже наблюдает за всей этой вакханалией как бы со стороны и осторожно, но при этом максимально вовлеченно. Феллини создал пособие по гедонизму, которое в наше время новой этики рискует быть подверженным ревизии. Но главная красота здесь — исключительно в глазах смотрящего, а не в действиях, происходящих на первом плане. Вот почему этот фильм еще и о демонах и скелетах, которые скрываются в каждом из нас. Чтобы воспринять такое кино, надо открыть сердце.
Великая красота, 2013
Реж. Паоло Соррентино
Преемник Феллини давно назначен — и это Паоло Соррентино. Его «Великая красота» — наследница «Сладкой жизни». Наш итальянский современник сумел по-новому показать Рим — открытый и счастливый город. Это уже настоящая классика, в которой Соррентино виртуозно смешивает понятия красоты и смерти. Истинное счастье наступает только в момент искупления и настоящего освобождения, в тот самый момент, когда в земной жизни все удалось пройти, и далеко не наполовину. Режиссер создает незабываемый коктейль из монументальности римской архитектуры и легкости бытия современной римской знати. Сравнения с городом Феллини излишни — Рим и местная богема с аристократией сильно поменялись (не всегда в лучшую сторону), однако тот неповторимый дух все еще выделяется из его мрамора. И остается что-то вечное, что времени не подвластно, — это непринужденное существование развлекающихся людей, которые ничего не могут поделать с энергией, бурлящей в Вечном городе. Глянец, тусовки, фотовспышки — все это неизменная атрибутика современного Рима, искусно показанная режиссером. Главный герой тоже на месте — писатель и журналист, правда, уже престарелый повеса, которого играет главный актер Соррентино Тони Сервилло.
«Великая красота» — это безумие, гротеск и замах большого мастера. Это оммаж великой культуре, которая никогда не сможет существовать без безудержного веселья.
Виктория, 2015
Реж. Себастьян Шиппер
«Виктория» — это самое свободное, честное, смелое, а потому максимально гедонистское кино последнего времени. Одна ночь, один дубль, и никаких склеек и монтажа. Главный герой здесь — ночной Берлин, в котором молодые люди готовы на приключения, отчаянные поступки и даже на смерть ради красивого жеста и любви. На первом плане — беззаботная и красивая девушка Виктория, приехавшая из Мадрида. В Берлине она встречает веселую компанию небезупречных парней, с которыми не только находит общий язык, но и решает пуститься во все тяжкие — и пусть весь мир подождет. Их пьяный и опасный трип, загул и бродилка на протяжении 138 минут — основной сюжет этого сумасшедшего фильма. За это время герои пройдут примерно 20 съемочных точек, успеют пожить, замереть, умереть и воскреснуть, а любовная драма незаметно превратится в триллер и боевик. «Виктория» — дерзкий эксперимент, который заряжает безудержной энергией и отвагой повествования. Гедонизм в данном случае проявляется в режиссерском методе, потому что зритель неизбежно почувствует себя непосредственным участником крутого маршрута. Главное — вовремя спрятаться, иначе никто не виноват.
Скромное обаяние буржуазии, 1972
Реж. Луис Бунюэль
Продолжил исследование гедонизма в искусстве кино сюрреалист Луис Бунюэль. Импульсивный, задорный и безбашенный автор всегда выступал за гранью нормы. На первом плане — безумие и влечение, которое противостоит и которому противостоят. Весь фильм строится вокруг одной фабулы: главные герои, типичные буржуа и сибариты, никак не могут поужинать. Коммуникации, общение, кутеж — вот каркас этого оскароносного шедевра, который стал своеобразным социальным манифестом автора. Бунюэль в свойственной ему манере, конечно, в первую очередь иронизирует над своими героями, препарирует их, тем самым разоблачая пороки и абсурд повседневности богатых и знаменитых, не подозревающих о своем бессмысленном существовании. Ведь темы всех их разговоров крутятся только вокруг еды. В этом и есть его главное отличие от Феллини: если тот следил в первую очередь за эстетической стороной жизни буржуа, то Бунюэль становится на сторону этики. Однако наблюдать за этим аттракционом интересно до сих пор — по крайней мере, все по-прежнему красиво и очень стильно.
Тряпичный союз, 2014
Реж. Михаил Местецкий
А это уже редкое для России удалое и молодецкое кино, полнометражный дебют сценариста и режиссера Михаила Местецкого. В центре внимания — современные русские мушкетеры, которые юны, и этим все сказано. Они наслаждаются жизнью, тренируются, занимаются паркуром, ведут наивные политические беседы и мечтают изменить жизнь в стране. Разночинцы и мечтатели, Рахметовы и Базаровы в одном лице — вот наши яркие герои. Они умеют отдыхать, верят в мечту и готовы на многое, лишь бы не было несправедливости.
«Тряпичный союз» — фильм про прекрасную и бесшабашную молодость, которая, к сожалению, в конце концов непременно сталкивается с суровыми реалиями жизни. Такой драйв и энергия смогут выручить зрителя даже во время самой глубокой депрессии.
Да и да, 2014
Реж. Валерия Гай Германика
Именно Валерия Гай Германика ответственна за кино подобного жанра в нашей стране. Только ей не страшно честно и наглядно рассказать и показать знакомую ей богему, склонную к гедонизму и сибаритству. Она сама когда-то вела такой же образ жизни, потому знает, о чем говорит. Снимала про молодых и потерянных, про арт-тусовку, про своих же и похожих на себя enfant terrible, жестоких и сексуальных, — и все это происходит на грани документалистики. Такое ощущение, что ты смотришь в зеркало.
«Да и да» — квинтэссенция чрезвычайно интимного повествования в кино. В нем Германика рассказывает про мечтателей, способных быть друг для друга опасными, когда один готов исчезнуть из жизни второго ради любви и чего-то неизведанного. Фильм уносит далеко за пределы нашей галактики, ведь даже маргинал и нигилист, сыгранный Александром Горчилиным, кажется самым искренним и добрым человеком на земле. Это история двух радикалов, которых не догонят, потому что они уже убежали подальше от всех. И все ради себя и свободы. Любопытно, что продюсером картины выступил Федор Бондарчук, который про гедонизм знает все и даже больше.
Американская милашка, 2016
Реж. Андреа Арнольд
Продолжает тему приключений неугомонных подростков красочный фильм британского режиссера Андреа Арнольд. «Американская милашка» — хипстерское роуд-муви про свободных молодых людей, решившихся на путешествие, которое изменит их жизнь и воспитает неокрепшие чувства. На два с половиной часа зритель попадает в ураган эмоций. Насыщенные цвета, блики, живая камера, откровенные полароидные снимки (даже экран соответствующий — 4:3) — все это не может не сразить наповал. Главная героиня, молодая техасская девушка, решает вырваться из болота жизни, в котором оказалась. Заменой социального дна становится компания тинейджеров, которые колесят по стране и правдами и неправдами выманивают у жителей одноэтажной Америки деньги — не столько ради наживы, сколько в азарте, для реализации американской мечты.
Выходит такая наша Германика, только круче, ярче и честнее. Арнольд пишет бескомпромиссный портрет поколения нулевых, которому так не хочется становиться серьезным, которое не торопится чувствовать и привыкло скрывать эмоции за вечной игрой в молодость. Впрочем, эта игра подчас бывает такой очаровательной.