У каждого из нас есть «личная копия» известного человека — некое представление, которое складывается о нем по его выступлениям, высказываниям, комментариям и, несомненно, дорисовками «светлого образа» фантазиями. В современном мире прибавьте к этому восприятие через призму Instagram — и в итоге «личная копия» может довольно сильно отличаться от оригинала.
Эпизод I
Мое заочное знакомство с Дмитрием Виноградовым состоялось на конвенции World Class в 2008 году.
Представьте: Олимпийский, свет, музыка, невероятный праздник спорта, половина футбольного поля заставлены степ-платформами, сотни тренеров и увлеченных спортом со всей России и стран Ближнего Зарубежья в едином душевном порыве и чудесном настроении ждут выхода на сцену очередного презентера.
Вдруг волнительный шепот вокруг меня. Прислушиваюсь: «Пришел Виноградов, неужели он будет вот так, со всеми, заниматься?». Мой взгляд выхватил стройного парнишку в бейсболке, джинсовых шортах, в длинных гетрах, черной футболке. Он нес в руках степ и, как мне казалось, не обращал внимание на то, что его появление не осталось незамеченным. Он, очевидно, очень легко брал хореографию презентера, делал ее в полноги, но и этого было вполне достаточно, чтобы многие делали класс в пол-оборота, обращая внимание на то, как изящно может выглядеть «хоряга», которую давал (при всем уважении) очень талантливый мастер на сцене.
Поскольку речь идет о делах давно минувших лет, поясню: широкую узнаваемость Дмитрию принесла победа на Rookie of Europe (лучший инструктор групповых программ) годом ранее, в 2007 году.
Забегая вперед, отмечу, что во время этого интервью меня сильно удивил ответ Дмитрия, который все эти годы не предполагал о масштабах своей популярности. И это в тот момент, когда вся фитнес-периферия копировала диски с его музыкой, искала видео с его выступлениями! Виноградов всегда был в числе тех, чье имя тщательно подчеркивали в программках фитнес-конвенций, чтобы не пропустить его выход на сцену.
Эпизод II
У меня есть история, которую я довольно часто вспоминаю, когда мы с Димой встречаемся и рядом есть зритель. Она мне кажется забавной, хотя он всегда говорит, что не мог так со мной поступить (и тут следует поставить смайлик с самой широкой улыбкой).
Итак, эта история произошла в Сыктывкаре. Я пришел на его мастер-класс по Latino, который он давал в паре с Казаром Акопяном.
Я, будучи довольно значительных на тот момент объемов (в силу соревновательной культуристической деятельности), зашел в зал последним и встал в дальний угол.
Появление «крепыша» вызвало у презентеров здоровый скепсис и улыбки.
— Парень, мы тут танцевать будем, — обратился ко мне Дмитрий.
— Я понимаю, — опасаясь привлечь к себе излишнее внимание общественности, ответил я.
— Будет не просто. Если что, не расстраивайся, тренажерка — на втором этаже, — сказал Дима и подмигнул.
У него все прекрасно с чувством юмора, подумалось мне тогда, у меня — с самоиронией. Замечу, что заканчивали мы урок в одной линейке. Его не спрашивайте, он не вспомнит.
Эпизод III
Спустя полгода после того, как случился в нашей жизни карантин, а с ним и онлайн-проект World Class, стало очевидно, что тандем «Виноградов из Москвы и Цивилёв из Сочи» должен был рано или поздно состояться.
На совместное занятие в Златоглавую я летел с абсолютной уверенностью, что «вывезу» любой класс. Единственное, чего я опасался, что мир фитнеса явит мне звезду, коронованную рейтингами и вниманием общественности.
Не вдаваясь в долгие рассуждения, поведаю, что для меня класс прошел на одном дыхании и, что важно, в одни ноги с малознакомым на тот момент коллегой. Все шло так, словно мы увиделись не за 30 минут до эфира, а долго готовились.
Встретить в жизни такого напарника — бесценно. Моя «личная копия» Виноградова в тот момент претерпела сильные изменения. К ней приклеились понятия «надежный», «простой», «открытый», «близкий по духу».
Эпизод IV
Далее — интервью Дмитрия. Но точнее будет сказать, выдержки из нашей беседы в Сочи. Ради придания остроты, можно было бы сказать, что наш герой настоящий, только когда говорит в неформальной обстановке. Но нет, вы не столкнетесь со «вторым Виноградовым». Он также весел, легок на подъем, как в эфирах, на сцене, выездных мастер-классах. И это, несомненно, делает ему честь.
Дима, когда ты понял, что ты — в центре внимания, что тебя относят к плеяде звезд фитнеса?
Признаться, не вспомню ту самую отсечку, после которой я стал понимать, что на меня смотрят по-особенному.
А по ощущениям?
В World Class на онлайн-эфире.
Признаюсь, для меня это удивительно, потому что задолго до начала трансляций увлеченные фитнесом люди ждали твоего появления на больших мероприятиях и приезда в их город.
Я понимал, что чего-то достиг, и нас таких немало, но именно после запуска онлайн- проекта World Class я ощутил на себе особое внимание.
Думаю, что большую роль играет и бренд, с которым тебя ассоциируют — World Class, и то, что компания делает для того, чтобы ты мог идти вперед.
Когда твое имя появилось в сетке расписания онлайн-эфиров, многие ждали твоего первого появления. Ты хочешь сказать, что к тому моменту у тебя не складывалось ощущения, что ты на слуху?
Я понимал, что обо мне знают, но нет, не чувствовал. Это скорее история фитнес-клуба, в котором ты работаешь и где тебя хорошо знают, но я понятия не имел, что молва идет далеко за пределы его стен и круга общения занимающихся. А после онлайн узнали на весь мир.
Из твоего ответа можно сделать вывод, что ты не понимал, насколько любим фитнес-сообществом по всей стране?
Видимо, да. Сейчас все более очевидно, потому что все — в соцсетях. Внимание людей дало понимание, что есть узнаваемость. Это когда ты в Москве, в малознакомом тебе районе, тренируешься на улице, к тебе подходит девушка и говорит: «Вы — Дмитрий Виноградов, я с вами занимаюсь. Можно с вами сфотографироваться? Я покажу подруге, она будет мне завидовать». Это вдохновляет, помогает еще больше раскрыться. В хорошем смысле слова. Без заносов, конечно же.
На эфирах ты позволяешь себе формат, который расходится с общепринятой методикой, с тем, как начинающих тренеров учат вести занятия. Принимая во внимание, что ты — востребованный методист и тренер с невероятным опытом, очевидно, что ты знаешь и понимаешь, как говорить, как шутить, как вести за собой публику. Твой образ в эфире — это разрыв шаблонов, он искусственно синтезирован?
Нет, я органичен, я не наигрываю.
Ты сильно отличаешься от всех по манере изложения.
Да, я это понимаю, но это то, что мы называем индивидуальностью и уникальностью. И каждый должен в себе их найти. Через копирование кого-либо нельзя выйти в топ. Ты должен пройти свой путь и понять, какой ты. Это может сильно отличаться от правил и шаблонов, но не идет в противовес здравой логике, нормам этики и морали, профессиональному отношению к делу.
Методику я, естественно, знаю. И когда я учу других, я учу правильным вещам. Я учу быть тренерами, а не Виноградовым. Презентерство — это особая история. Оно пойдет вторым уровнем, но до нее еще надо «оттоптать» свое.
В 2004 году ты стал фитнес-инструктором, в 2006 году выиграл всероссийский конкурс тренеров, а в 2007 победил на Rookie of Europe (лучший инструктор групповых программ). Как за столь короткий период ты приобрел навыки, которые приковали к тебе внимание всего фитнес-сообщества? Откуда эта хореография? Эти чистые линии в руках, вытянутые носки у парня, который занимался бегом и служил в пожарке?
Это прозвучит слишком просто, но нам всем что-то дано, а что-то нет. Каждый должен заниматься тем, что любит и что ему предопределено. Если есть попадание, то в сочетании с трудолюбием это приведет к успеху.
Я склонен полагать, что в моем случае роль сыграли еще и гены. Моя мама танцевала, и меня с детства отдавали в танцевальные группы — народные, фольклорные, латиноамериканские. Это сказалось и на понимании биомеханики движения, и на восприятии себя на людях. Но замечу: интересным может быть любой человек. Умение танцевать необязательно. Важно, как человек чувствует то, что делает, и как он это чувство выражает.
Я удачно попал в фитнес, что называется, сошлись карты. Совпали внутреннее состояние, творческой подход и стремление к свободе действий и движения. Но в основе все же база: постижение основ, наставничество, присутствие в твоей жизни того человека, который тебя ведет и учит. Мне повезло. Нынешней молодежи именно этого, к сожалению, не хватает — нет наставничества.
Если бы ты пришел на конвенцию как рядовой занимающийся, чье появление рядом вызвало у тебя неподдельный интерес, и ты бы наблюдал за этим человеком / этими людьми?
Если говорить про нынешнее время, то сходу трудно ответить. Раньше мы учились у иностранцев — они были впереди. В свое время меня сильно впечатлили Марк Оливер Клюик и Балаш Фузеси. И, конечно, Лёр (Лаура) Кортельмонте, особенно рагга в ее исполнении (Прим. ред.: рагга – слияние хип-хопа с антильскими и ямайскими ритмами и пластикой). Я тогда был в балете. Ее классы помогали в развитии.
Ты часто ассоциируешься с такими классами, как степ и аэробика. Однако на самом деле ты владеешь широким спектром знаний и опыта, то есть следовало бы дописать силовые классы, функциональный тренинг, глубокое погружение в технику бега, тренировки с тяжелым весами, работа в тренажерном зале…
Ты хочешь спросить, не смущает ли меня, что меня воспринимают не на полную? Ответ: нет, у меня не возникает диссонанса. Все, что я умею — это база, на которой я крепко стою. И даже если это все со мной не ассоциируется, о моих умениях и навыках можно всегда узнать в персональном тренинге. Мне же в свою очередь весь этот арсенал дает полную свободу действий и возможность подходить к каждому занимающемуся крайне индивидуально.
Мы не можем тренировать весь мир, поэтому меня не расстраивает, что не все еще узнали, что я умею вышивать крестиком и т.д. (улыбается). То, каким меня знают, характеризует меня как профессионала в очень узкой области. Но здесь ключевое слово «профессионал», а значит знание своего дела.
Хороший тренер должен быть как хороший доктор: ты пришел к нему с одним вопросом, а он основательно разобрался и ответил на все.
Тогда еще немного об индивидуальности. Твое мнение: будущий тренер должен сначала научиться самостоятельно составлять уроки или лучше взять за пример подготовленный профессиональной компанией класс и работать по отработанной схеме?
Не стоит начинать свой путь тренера через сертифицированные программы. Опыт показывает, что это затормаживает личное развитие тренера. Это вводит человека в рамки, и он утрачивает возможность всестороннее развиваться. Тренерскую кухню изначально надо познать изнутри. Это и будет то самовыражение, которое будут ждать от тебя занимающиеся.
Сейчас все идут учиться лицензионным программам, потому что это легко и быстро. Все считают себя тренерами. И в принципе таковыми и являются: они слушают и слышат музыку, ничего не нарушают, делают упражнения, которые прописаны. Но по факту они не углубляются в разбор того, что они делают. Вот и все.
Я и мои коллеги в свое время пошли от обратного, и это позволяет многим из нас держаться в топ, оставаться интересными. Мы учились базовым основам, мы пропустили все через себя, составляли миллионы комбинаций, работая над техникой, над методикой, совершая работу над ошибками, меняли и пробовали. А лицензионные программы стали в нашем случае дополнением. И это не программа раскрывает меня. Это я своей презентацией дополняю программу, которая, несомненно, составлена очень опытными людьми. Но я веду ее по-своему, не нарушая требований и стандартов. И это тоже эксклюзив.
В одном из своих интервью ты рассказывал, что на пути к тренерству ты практически вскочил в последний вагон уходящего поезда и попал в число отобранных по счастливому стечению обстоятельств. Если бы ты не стал тренером, кем бы был сейчас?
Ух, у меня точно нет ответа, что было бы тогда, но сейчас я пошел бы на любую работу, которая приносит деньги. У меня есть семья, дети. Не важно, в какой сфере ты трудишься, важно, что твоя работа значит для тебя и насколько ты готов в ней развиваться.
Произнося «тренер», мы рисуем образ сильного, активного, знающего человека, который может, как минимум, в физическом плане, больше, чем ты. Но годы не щадят «физику». Каким спустя много лет должен стать Дмитрий Виноградов?
Однозначно двигающимся, точно занимающимся. Но, признаться, я не загадываю далеко наперед. На сегодня для меня вопрос «Кем я буду в будущем?» точно не главный. Как говорится, решаю проблемы по мере их поступления.
Я понимаю, что биологический возраст идет, но мое окружение тоже взрослеет и меняется. А значит и перемены будут органичными и не страшат.
Если твои дети захотят пойти по твоим стопам…
Я помогу им избежать некоторых ошибок и сделаю все, что от меня зависит, чтобы они стали лучше.
Раньше работа над брендом была уделом крупных компаний. Сейчас это делают все, кому есть что предложить миру. Человек тоже может быть брендом. Какой у тебя возникнет ассоциативный ряд и список прилагательных, если я тебе назову бренд «Дмитрий Виноградов».
Он яркий, вероятно, красный, но точно возбуждающий.
Сильный?
Да, сильный и нежный.
Дополняя твое описание, скажу, что Дмитрий — удивительно органичный и наполненный, безусловно талантливый и открытый, на 100 % естественный и теплый. Спасибо за знакомство с настоящим Виноградовым.
Фото: Юлия Воронова